Госдума приняла основополагающие законы контрольно-надзорной деятельности

06.08.2020

31 июля 2020 года приняли два Федеральных закона, предусматривающие изменения в работе контрольно-надзорных органов и затрагивающие большинство сфер жизнедеятельности общества.

Федеральный закон от 31.07.2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Закон регулирует осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля и устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций, смещает фокус на приоритет проведения профилактических мер, риск-ориентированный подход.

К привычным форматам — выездной и документарной проверкам — добавятся новые способы «диалога». Появится контрольная и мониторинговая закупки, инспекционный визит, рейдовый осмотр. Эти способы будут применяться в зависимости от ситуации, в некоторых случаях будет достаточно дистанционного автоматизированного контроля с использованием фото- и видеофиксации.

Предусмотрено создание специальных информационных систем, которые аккумулируют все сведения о проверках: единый реестр видов контроля, единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, информационная система досудебного обжалования, реестр заключений о соответствии обязательных требований.

Определять способы проверок, их частоту, контрольно-надзорные органы смогут на основе системы управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (при плановом контроле — категорией риска, при внеплановом — выявлением индикатора риска).

Вступление в силу указанного закона предполагается с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых статьей 98 закона установлены иные сроки вступления в силу. Федеральный закон от 31.07.2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Закон вступает в силу с 1 ноября 2020 года и будет определять правовые и организационные основы установления и оценки применения требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. Важно понимать, что обязательные требования устанавливаются исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных ценностей, которые охраняет закон.

247-fz.docx

248-fz.docx

ссылка на источник:https://de.yanao.ru/presscenter/news/47027/