На благо Cеяхинцев навигация 2023

17.10.2023

Закрылась очередная летняя навигация для поселений Ямальского района. Позади торги, закупки, доставка. За этими несколькими словами кроется огромная человеческая работа, невидимая тому, кто никогда не занимался обеспечением продуктов питания и других товаров в условиях Крайнего Севера

Для председателя Сеяхинского потребительского общества Михаила Баймишева нынешняя навигация 31-ая по счёту.

— Арендуем корабль, загружаемся в Лабытнангах и товары едут в Сеяху. А в город Семи Лиственниц продукты и другие товары едут со всей страны на поездах, пароходах, машинах. В Москве собираем с европейской части, а в Тюмени собираем с ближайших регионов: Красноярск, Пермь, Екатеринбург и др. Самое главное — это мука. Всё начинается с муки, а потом всё остальное. Покупатели же не спрашивают, как её привезли, откуда взяли, они спросят: «Есть хлеб?», — начинает беседу Михаил Баймишев, председатель СПО с. Сеяха.

В этом году Сеяхинское потребительское общество доставило для нужд сельчан 360 тонн груза. Преодолев все сложности, с которыми сталкиваются все, кто занимается доставкой товаров на Север, СПО завершило очередную летнюю навигацию.

— Как всегда самое непростое в нашей сфере — это сначала собрать денег на то, чтобы купить всё необходимое. Подготовка к навигации начинается с марта-апреля. Второй год, я 31 год работаю, и вот второй год округ помогает нам тем, что выдает кредиты, — рассказывает Михаил Николаевич.

Были времена, когда СПО принимало заказы сеяхинцев, но такой метод работы не нашёл продолжения. А было и такое, когда жители села «затаривались» картошкой до следующего лета.

— Когда-то овощей возили по 60−70 тонн, потому что люди брали на зиму. Не как сейчас, зная, что приедут машины, треколы. Раньше такого не было. Вот привезли в сентябре картошку и другие товары и всё, до следующего лета. У всех картошки дома было по 500 кг лежало. Это видеть надо было. Был старый пирс деревянный, шириной метра 4, как дорожка в сторону берега шла. Судно стояло примерно, как сейчас, только с этой стороны был еще угольный пирс, бревна там были еще. Вот пароход вставал сюда, и выкидывали на берег картошку, морковку, капусту, свёклу в овощных контейнерах по 400 кг примерно и толпа народа налетала с мешками, кидали быстрее-быстрее. Этот контейнер опустошался в течении 15 минут. Вот накидал сколько себе успел, вот столько и накидал на зиму. Вот так было в 80-х годах, — вспоминает председатель СПО.

Михаил Николаевич живёт в Сеяхе 42-ой год. Его мама Валентина Фёдоровна Баймишева работала учителем истории в Сеяхинской школе-интернате и была в своё время директором образовательного учреждения. Свою трудовую деятельность Михаил Баймишев начал в оленеводческом предприятии. Работал в совхозе «Ямальский» охотоведом. Он не понаслышке знает, как жилось в Сеяхе в былые времена. Его бывший руководитель Иван Алеевич Тусида, зная работоспособность специалиста, настоял в 1993 году взять в руки Михаилу потребительское общество. Магазин, принадлежавший РТО, был разваленный, склад был размороженный. До 1961 года здесь существовал Сеяхинский рыбкоОПО. У него были фактории в Яптик-Сале, Тамбей, Усть-Юрибей и Сеяха. Потом все это преобразовали в РТО, которому отдали другие фактории Щучье, Лаборовая и еще одна возле Яр-Сале. А в 93 году всё у них развалилось, сказали, организовывайте здесь, вот и решились, — вспоминает Михаил.

— Первое что сделали летом 1993 года, это ремонт, отопление. Первые машины, которые поехали, я организовал зимой 1994 года. Машины ездили еще через все посёлки: через Салемал, Яр-Сале, Новый Порт, Мыс Каменный, Яптик Сале и Сеяха. Маршрут получался 900 с чем-то километров. Тогда другой дороги не было. Тогда функционировал рыбзавод и возили рыбу с Яптик-Сале. У них тоже был автотранспорт, рыбзаводские машины. И они ездили вдоль берега Оби. И вот мы поехали впервые, в примерно январе-феврале. До Сеяхи вообще никто не ездил, мы пробивали ее до «Яптиков». Мы первые поехали, так как у нас была возможность. Было транспортное предприятие в Салехарде, арендовали машины. Брали 5 машин «УРАЛов». Затем совхоз начал ездить, а затем частные магазины. Потом, когда появилась «трасса» вдоль железной дороги Лабытнанги-Бованенково, все начали уже там ездить. Хотя зимой совсем не хочется заниматься картошкой, потому что от неё одна грязь. Да и потом, не дай бог замерзнет по пути. Можно ехать два дня, можно неделю, всё зависит от погоды и техники. Самое раннее, помню, 4 декабря машины выехали с Лабытнаног. До Нового года успевали два рейса сделать, — продолжает разговор мой собеседник.

А ещё были такие времена, когда фрукты к Новому году привозили на «Аннушке». Маленький самолет Ан-2 для Севера, как своеобразный Ноев ковчег. Он связывал небольшие поселения с «землёй». Привезут 500 кг апельсинов на весь посёлок и делили по 1,5 кг на детей.

— Апельсины и мандарины в навигацию не везли. Привозили только яблоки, которые обычно тоже делили ящиками на семью. Один ящик весил примерно 15 кг. Яйца делили по количеству членов семьи. Вот так мы все и жили в то время. Многие помнят, другие не знают, — вспоминает Михаил Баймишев.

— Раньше все брали с пирса, работники рыбкоопа все взвешивали, записывали. Позже, когда уже население прибавилось, стали брать со складов. Снабженцем был только рыбкооп. Продукты были только то, что привезут осенью и так до следующей навигации. Со временем все изменилось, появились предприниматели, в частности Измайлов. Продуктами в те времена запасались много, семья рассчитывала почти на год, но картошки хватало до нового года, т. к. хранить особо не было условий, картошка портилась. Потом покупали её вы сушёном виде. Каждое яблочко, морковь заворачивали в газету, бумагу, так хранилось дольше. Капусты закупали много, её можно было квасить, держать в холодном месте. Тогда не было морозильных камер, да и холодильники были не у всех. Когда-то обещали построить овощехранилище, но со временем передумали, на то наверно были причины. Но время не стоит на месте, появилась возможность доставлять продукты зимой, — рассказывает Лариса Окотэтто, почетный житель с. Сеяха.

Сегодня предпринимателей, доставляющих продукты и другие товары в Сеяху несколько. У каждого жителя свои предпочтения, но фрукты и овощи особо не залёживаются на витринах и складах. Сеяхинцы всё же предпочитают покупать продукты впрок.

Антонина Серасхова

https://yamaltv.ru/na-blago-seyahinczev/